Вот и подошла очередная годовщина начала Блокады нашего города…Произошло это ровно 73 года назад.Началом блокады считается
8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной.
Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.
эвакуация… Московский вокзал
обратите внимание на элемент обуви военного – по аккуратно облегающей по ноге её верхней части хорошо видно, что это одетые над ботинками кожаные гамаши.
По тому времени это был очень распространённый вариант.
Вот фото уставных офицерских гамаш...так они выглядели
Эвакуация жителей города началась уже 29.06.1941 (первые поезда) и носила организованный характер. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной.
эвакуация…Московский вокзал
Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Считается, что этот период характеризовался двумя особенностями:
Нежеланием жителей уезжать из города;
Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.
За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей (вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно) и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями.
эвакуация…у Московского вокзала
По воспоминаниям моего дяди – они из Ленинграда уезжали как раз этим последним поездом. Этим эшелоном эвакуировались семьи командного состава войск Ленинградского гарнизона. Ехали они в мягком вагоне.
Несколько впереди их шедших эшелонов были все полностью разбомблены – по дороге было очень много искорёженных вагонов и неубранных трупов. Их эшелон тоже бомбили …3 раза. Эшелон останавливался и все выскакивали и ложились под вагоны. Женщины прикрывали своим телом детей.
Как альтернатива они могли эвакуироваться и на барже. Как потом выяснилось эта баржа не доплыла и до Шлиссельбурга и была потоплена немцами. Погибло более 400 человек.
у Московского вокзала
эвакуация, Финляндский вокзал
Обратите внимание – в отличие от аналогичных сюжетов из кино чемоданы у людей тогда встречались не так уж и часто…в основном мешки и узлы.
18 сентября 1941 Посадка на трамваи эвакуирующихся жителей Кировского района Ленинграда, подвергавшемуся наиболее сильному обстрелу
Во второй период эвакуация проводилась тремя способами:
эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом;
эвакуация авиацией -
10 октября 1941 посадка ленинградцев в самолёт
Увы, и эти самолёты очень и очень часто до места назначения не долетали.
В этой теме я уже описывал как один из таких самолётов был сбит и в нём погибли все дети сотрудников ДЛТ
За весь этот период водным транспортом было вывезено 33 479 человек (из них 14 854 человек — неленинградского населения), авиацией — 35 114 (из них 16 956 неленинградского населения), походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек (население не из Ленинграда), с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек.
В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.
Быть вывезенным совсем не означало доехать до места. Очень многие баржи топились немцами и все люди погибали.
Ту баржу на которой эвакуировались моя бабушка со своими детьми – моим папой и его братом, тоже разбомбили, но им удалось высадиться на какой-то остров и таким образом остаться в живых, а остальные баржи, шедшие перед ними, все так и пошли на дно со своими пассажирами.
Да и попасть на эти баржи это надо было очень и очень постараться. Для того чтобы оказаться среди этих счастливчиков надо было иметь заветный эвакоталон. Мои смогли достать эти талоны только через очень влиятельных знакомых. Просто так эвакталоны не давали…выглядел он вот так -
Самое интересное, что даже наличие эвакталона не давало никаких гарантий на выезд. Например, мою бабушку на баржу очень долго не пускали. Говорили, что она должна остаться защищать Ленинград, а её маленькие дети могут ехать. Вот куда интересно может поехать один трёхлетний ребёнок?.. ещё к тому же и во время войны.
...да и вообще после такого как-то странно слышать официальную информацию, что ленинградцы сами не хотели уезжать - на практике-то не то что не хотели...их не особенно-то и выпускали, во всяком случае уже после начала Блокады это было именно так.
Финляндский вокзал
Большую часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Многие тысячи человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.
Нередко по прибытию на место и высадке эвакуированных выяснялось, что в живых в целом вагоне не оставалось уже никого – после такого истощения и болезней организм дорогу уже не выдерживал.